Главная » Статьи » Методические разработки |
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Встреча с кружевницей» Автор: воспитатель высшей категории Карпова М.В.
Старшая группа Тема: «Встреча с кружевницей» Цель: приобщение детей к традициям народной культуры через декоративно-прикладную деятельность. Задачи: Образовательные Продолжать знакомить детей с русским кружевом. Расширять кругозор и эрудицию детей за счет обогащения словарного запаса и ознакомления с предметами женского рукоделия. Учить создавать изображение из разноцветных нитей. Развивающие Развивать мелкую моторику, развивать творческие способности, воображение. Воспитательные Воспитывать эстетическое отношение к изделиям народных мастеров, уважение к своей работе, усидчивость, культуру труда. Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Методы и приёмы: Наглядные: мини-музей «Русская изба», образец рисунков, презентация «Что такое фриволите?», выставка кружевных изделий, просмотр отрывка из сказки «Василиса Прекрасная». Словесные: вопросы к детям, ответы детей, рассказ воспитателя, поощрение, показ воспитателя, описание, словарная работа, беседа, художественное слово. Игровые: дидактическая игра «Чудесный крючочек», «Угадай-ка», пальчиковая игра «Напёрсток». Практические: рисование нетрадиционной техникой (цветными нитками на бархатной бумаге) Оборудование: группа оборудована в стиле русской избы, кружевные изделия, иллюстрации, образцы рисунков, листы «бархатной» бумаги, разноцветные нитки, ножницы, коллекция предметов женского рукоделия, корзина, использование ИКТ, музыкальное сопровождение. Предварительная работа: просмотр презентаций: «Чудеса русской горницы», «Вологодские кружева», знакомство с разнообразием росписей и декоративное рисование, рассматривание иллюстраций с разными видами кружев, предметов женского рукоделия, заучивание пословиц о рукоделии, чтение сказки «Василиса Прекрасная», «Царевна лягушка», «Баба Яга». Ход НОД
Звучит музыка, дети входят в русскую избу, хозяйка вяжет крючком салфетку. 1.Хозяйка: Здравствуйте девицы и добры молодцы, я рада видеть вас! Проходите, присаживайтесь, поудобнее. В старину после работы, Люди отдыхали, В своих низеньких светёлках Пряли и вязали, Песни пели дружно, Им было не скучно. У меня в руках чудесный крючочек, сейчас мы будем передавать его и каждый, у кого в руках он окажется, назовёт, какие вещи вязали в старину, назвать нужно одно слово. Игра «Чудесный крючочек» (дети передают крючок и называют по одному слову: шарф, кофта, шапка, носки, косынка, салфетка, шляпка, платье, жилетка, воротник, заколка, кулон, браслет, серьги, ободок, накидка, перчатки, зонт, кисет, галстук, ожерелье, кулон, корзинка, ваза для цветов и т.д.) 2.Применение ИКТ Хозяйка: Ребята, вы любите сказки? А сейчас мы посмотрим небольшой отрывок из сказки, смотрите и слушайте внимательно. (отрывок из мультфильма «Василиса Прекрасная») Как называется сказка? Какую работу выполняли девушки по приказу мачехи? Назовите предметы женского рукоделия, о которых упоминается в сказке? Какая Василиса? (трудолюбивая, умная, добрая, старательная, внимательная) У меня есть волшебная корзиночка, в которой хранятся предметы для женского рукоделия, я вам загадаю загадки, если отгадаете, отгадка появиться из корзиночки. 3.Дидактическая игра «Угадай-ка» Загадки: Две стройные сестрицы В руках у мастерицы. Весь день ныряли в петельки… И вот он – шарф для Петеньки. (спицы) Шагает мастерица По шелку да по ситцу. Как мал ее шажок! Зовется он – стежок. (иголка) На пальце одном Ведерко вверх дном. (напёрсток) Инструмент бывалый – Не большой, не малый. У него полно забот: Он и режет и стрижет. (ножницы) Я пушистый, мягкий, круглый, Есть и хвост, но я не кот, Часто прыгаю упруго, Покачусь - и под комод. (клубок) Ткань держать устали пальцы, Мне пришли на помощь... (пяльцы) Вышью я, пожалуй, домик у реки. Вышью, как рыбачат рядом рыбаки. Получилось здорово! Красочно вполне! Помогли мне вышить нитки... (мулине) Молодцы, все загадки разгадали! 4.Хозяйка: В доме красном уголке Рукоделье на столе Вы пройдите, посмотрите, И работу оцените. (дети рассматривают выставку) Хозяйка: Как называются эти изделия? Ребята, а из чего сделаны эти вещи и чем? (Вещи связаны из ниток крючком) А как называют мастериц, которые плетут кружева? Эти изделия сделаны руками человека. Презентация «Что такое фриволите?» Рассказ хозяйки. Кружево – это изделие из шелковых, хлопчатобумажных, шерстяных, льняных и других нитей. Мастерицы плетут кружева не только крючком, спицами, коклюшками, а ещё челноком. Высококачественные плетёные кружева изготовлялись во Франции, Бельгии, Италии, Испании. В России ребята, почти в каждой области или крае есть свои кружева, которые получали название по месту их изготовления. Какие вы знаете названия? (Рязанские, Ярославские, Московские, Елецкие, Вологодские и т.д.) Народы Востока также занимались кружевоплетением, они изобрели челнок, с помощью которого создавали новое искусное рукоделие. К нам в Россию челночное плетение пришло из Франции, и называлось оно «фриволите». Наши кружевницы с интересом осваивали технику «фриволите», дополняя её своими находками. Неизвестные мастерицы создали уникальные изделия, которыми пользовались женщины высшего общества: перчатки, сумочки, накидки, зонтики и т.д. Что понадобиться для работы мастерицам, чтобы сплести кружева в технике фриволите? Хозяйка. Вы ребятки не зевайте, и в ткачих все превращайтесь, мы немного отдохнём и попляшем с огоньком. 5.Танец «Текстильный городок» 6. Хозяйка: Молодцы ребятки, хорошо потанцевали. Ребята, я готовлю женские украшения на ярмарку. Ярмарка скоро, а работы ещё много. Не поможете ли вы мне? Дети: Да! А, сейчас я приглашаю вас в мастерскую, где вы станете мастерами, но как же нам быть? Челнока и коклюшек у нас нет, да и крючком вы вязать, пока не научились. Поэтому я предлагаю вам сплести кружева весьма необычным способом – с помощью ниток. Обращает внимание детей на выставку украшений. Какие украшения бывают? Какие элементы вы узнали на браслете, брошке? Дети: волнистые линии, петельки. Хозяйка: С чего начнёте свою работу? Чем закончите? Как правильно пользоваться ножницами! Для того чтобы наши пальчики хорошо работали, мы сейчас их разомнём. Пальчиковая игра «Напёрсток» Приступайте, пожалуйста, к работе, ваша задача – сплести своё неповторимое, оригинальное украшение. Звучит русская народная музыка, дети выполняют самостоятельно работу. 7.Хозяйка: Дети, как думаете, могут ли ваши работы занять достойное место на ярмарке? Если вы считаете, что работа закончена, положите её в корзину, если работа ещё не готова или в ней надо что-то исправить – оставьте украшение на столе. Наша встреча подошла к концу, вы сегодня узнали и увидели много интересного. Расскажите, что вам запомнилось больше всего, чему вы научились. На память о нашей встрече, я хочу подарить вам…. Литература: Т. Уткина «Чудесные кружева» Москва, изд-во «ЭКСМО-Пресс», 2001.-240с., | |||||||||||||||||||
Просмотров: 632 | |
Всего комментариев: 0 | |